суббота, 9 февраля 2013 г.

книга наставление святой блаженный павел таганрогский

 Да, обличителей крепостничества на Руси хватало. Но мало кто из них сделал что-либо для того, чтобы облегчить участь хотя бы тех крестьян, которые находились в их собственности. А между тем молодой дворянин Павел Павлович Стожков без бунтов, заговоров и революций сделал для своих крепос

 Следует заметить, что Церковь никогда не занималась изменением исторически сложившегося уклада жизни, ибо тогда она превратилась бы в политическую партию. Православная Церковь относилась к крепостному праву также, как Церковь апостольского века относилась к рабству, повсеместно существовавшему в Римской империи. Как известно, ни Господь Иисус Христос, ни его ученики не призывали к отмене существовавших социально-экономических отношений. Но Христианство принципиально изменяло нравственные отношения внутри общественного уклада. Святой Апостол Павел, обращаясь к своему другу и помощнику Филимону, прямо указывал на этот новый вид отношений между членами христианской общины. В доме Филимона имелась христианская церковь, он также принимал у себя странников, но его раб Анисим чем-то провинился перед хозяином и бежал. Встретив Апостола Павла, он обратился в христианство. После этого случая Апостол Павел отправляет Филимону письмо (известное ныне как послание к Филимону), в котором, упоминая об Анисиме, просит принять его "не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного" (Флм.1:18). И жаль, конечно, что не все наши титулованные соотечественники могли уместить в своём сознании эту заповедь - относиться в том числе и к крестьянину не как к рабу, но как к брату возлюбленному.

 К тому времени на протяжении многих столетий Россия считала себя христианским государством. Но между тем в этом государстве существовали отношения, мало увязывающиеся с христианским мировоззрением. Это право одних Православных христиан безраздельно владеть и распоряжаться судьбами других, таких же, как они, Православных христиан. Что из себя представляла жизнь крестьянина в крепостной неволе, я думаю, нет нужды пересказывать заново, достаточно уже того, что помещик имел право продать своих крепостных и даже распродать крестьянскую семью порознь - мужа одному барину, жену другому, детей третьему. И заметьте, никто в христианской Руси не видел в этом парадокса. Но разумеется, многие спросят: "А куда смотрела Церковь?".

 Именно в это время будущий русский святой совершает поступок, многими непонятый как в XIX в., так до конца не осознанный и уже нашими современниками. Из жизнеописания Святого Блаженного Павла Таганрогского известно, что по достижении возраста двадцати пяти лет он получил от своего отца, Павла Стожкова-старшего, полагавшуюся ему часть наследства - земельные угодья и порядка трёхсот душ крепостных крестьян. По тем временам это было достаточно завидное состояние, позволявшее проживать в столице России или даже за рубежом, ведя безбедный образ жизни. Однако то, как поступил Павел Павлович со своим наследством, удивило многих, кто был знаком с семьёй Стожковых. Он взял и отпустил доставшихся ему крепостных крестьян на волю; заметим, что он не продал их, не подарил брату или соседскому помещику, он даже не стал завещать их какому-нибудь близлежащему монастырю, а взял и отпустил.

 XIX век - тот самый, нравы которого гневно обличали святой Игнатий Брянчанинов, Святой Феофан Затворник, Святой Иоанн Кронштадтский. Это был период, когда высшие слои российского общества давно разучились не то, что говорить, но и думать по-русски. Лишь война с Наполеоном, и то не надолго, привела их в чувство. Все сильнее возвышали свой голос провозвестники революционных идей. Терялось духовное единство нации, что и привело к катастрофическим для России последствиям.

 Для многих это просто какой-то человек, живший в Таганроге в маленьком домике, называемом "кельей", носивший простую крестьянскую одежду и говоривший простым народным языком. Но многие ли задумывались: зачем сын богатых черниговских дворян раздает полученное от родителей наследство? Зачем молодой человек, получивший достойное дворянина воспитание, вероятно, обученный светским манерам своими гувернерами, вдруг отправляется десять лет странствовать по монастырям? Почему дворянин, для которого владение иностранными языками было само собой разумеющимся фактом, говорит, как крестьянин, на малороссийском диалекте? Что произошло в его душе, когда он осознал, что он является сыном земли, именуемой Святая Русь? Почему он поселился в Таганроге? И почему, наконец, Церковь прославила его в лике святых? А ведь это - человек, совершивший свой христианский подвиг в непростое время.

 При всём при этом по-прежнему остаётся как будто выпавшим из списка наших великих земляков человек, чей жизненный путь и даже смело можно сказать - гражданский подвиг, являются уникальными. Речь, разумеется, пойдёт о Павле Павловиче Стожкове, дворянине Черниговской губернии, родившемся 8 ноября 1792 г. Он поселился в нашем городе около 1825 года и прожил в нём большую часть своей жизни. Будучи причисленным за свою благочестивую христианскую жизнь в 1999 году Русской Православной Церковью к лику местночтимых святых Ростовской-на-Дону Епархии, он, однако, по-прежнему рассматривается многими нашими земляками как личность, интересная только для Православных верующих.

Я думаю, нет смысла в стотысячный раз перечислять имена всех великих, как российских, так и мировых деятелей науки и культуры, политиков и военачальников, чья жизнь так или иначе была связана с нашим городом. Казалось бы, достаточно упоминания одного только имени А.П. Чехова для того, чтобы таганрожцы были вправе испытывать чувство гордости за свою малую родину. Таганрог действительно подарил миру множество удивительных личностей.

Святой Блаженный Павел Таганрогский 8 (21) ноября 1792 – 10 (23) марта 1879. Житие

СВЯТОЙ БЛАЖЕННЫЙ СТАРЕЦ ПАВЕЛ ТАГАНРОГСКИЙ

23 августа 2012 г . в поселке Рассвет Аксайского благочиния состоялось заседание круглого стола. В нем приняли участие преподаватели  казачьих образовательных учреждений по основам православной культуры.

16 января в актовом зале казачей школы 5 поселка Зеленолугский воспитанники православного кружка «Пчелка» и учащиеся школы представили всем собравшимся Рождественский концерт – «Рождественская свеча».

Волгодонская Епархия Семикаракорское благочиние

Выделенная опечатка:

Приход святого великомученика Георгия Победоносца - СВЯТОЙ БЛАЖЕННЫЙ СТАРЕЦ ПАВЕЛ ТАГАНРОГСКИЙ

Комментариев нет:

Отправить комментарий